UX Russia 2017. Доступная среда

Стенограмма секции, которую я модерировал на конференции User Experience Russia 2017

Сергей Флейтин. Нужны ли пандусы в интернете

  • Аннотация
    • Сегодняшний интернет открывает для людей с ограниченными возможностями возможности поистине безграничные. Это и возможность получить специальность удалённо, не выходя из дома, а затем таким же образом трудоустроиться. Это и возможность найти любую информацию и получить помощь в решении той или иной проблемы. Да и возможности для общения в интернете тоже немалые. Ведь, если вы сами этого не захотите, никто не узнает о том, что вы инвалид. Тем не менее многие сервисы остаются недоступными или малодоступными инвалидам по зрению.
    • Среди актуальных проблем можно отметить следующие:
      • Пресловутые «капчи», которые по-прежнему широко применяются для защиты от «спамботов».
      • Недоступность целого ряда популярных служб. Например в один из самых популярных мессенджеров, «Telegram» пользователям программ экранного доступа вход по-прежнему заказан. Этот список можно продолжать.
    • Идеальной была бы ситуация, при которой создание недоступных приложений и сервисов стало бы либо невозможно технически, либо грозило бы серьёзными финансовыми последствиями.
  • Интернет открывает новые возможности для людей с ограничениями по здоровью
  • Инвалиды часто стесняются своей инвалидности
    • Особенно женщины
    • Молодежь не любит ходить с тростью
  • Интернет позволяет быть тем, кем ты хотел бы быть
    • Это помогает социализироваться
  • Но качество этих возможностей сталкивается с большим количеством ограничений для слепых пользователей
  • Особенно проблема усугубляется при переходе на новые платформы и версии
    • Мобильный Firefox. Предупредили слепых, чтобы не пользовались новыми версиями, так как они непригодны для слепых
    • Microsoft Edge оказался непригодным для слепых людей
  • Слепых, конечно, меньшинство. Но число людей с проблемами со зрением растёт
  • Проблема общедоступности интернета перестала быть технической. Все необходимые технологии уже есть.
  • Проблема в применении
    • Не хватает Российской законодательной базы
      • Была 508 поправка в США
      • Она внесла большой вклад при разработке информационных сервисов для государства
      • Пользу получили незрячие люди по всему миру
      • Другой пример Австралия — пользователь может обратится в суд, если он не смог воспользоваться каким-либо сервисом
      • Есть прецедент как слепой Австралиец засудил компанию, публикующую результаты спортивных мероприятий графическими образами
      • Мечтаю о том, чтобы разработчик не имел права создавать пользовательские интерфейсы, недоступные для людей с ограничениями
    • Количество предприятий (рабочих мест) для слепых сокращается
    • Растет сфера услуг — сюда могли бы прийти слепые сотрудники, если будут устранены технологические барьеры
    • На первый план вместо технологов должны выйти юристы, которые бы обеспечили выполнение соответствующих норм
  • Личный пример
    • Регистрация на рейс израильской авиакомпании
    • Поначалу сайт поддерживал программы экранного доступа
    • Информацию я получил
    • А сделать ничего не смог
    • Пришлось регистрироваться в аэропорту
  • Интернет сделал жизнь проще, но он еще не безбарьерный
    • Например, мессенджеры. Слепой человек не может использовать Telegram при включенном режиме voice-over

Алексей Любимов. Доступность интерфейсов для пользователей с различными ограничениями

  • Аннотация
    • Введение: краткое описание возможных ограничений, включая технические постановки проблемы: скрины сайтов и приложений с описанием проблем. Решения: кратко очевидные решения по минимизации ошибок из предыдущего пункта.
  • Я тоже мучаюсь с Telegram
    • Отправить сообщение при помощи Siri можно
    • Но прочитать ответ не получится
  • Доступность — это не состояние, а процесс
  • Целью является удобство для всех пользователей. Это схоже с тем, что пропагандируют юзабилисты. Но работают они пока независимо от специалистов по доступности.
  • Цель в том, чтобы пользователь мог работать независимо, не прибегая к помощи других людей.
  • Дело, конечно, не только в слепых. Все люди так или иначе являются условно здоровыми.
  • Не все пользователи, испытывающие сложности в Интернете, имеют инвалидность
  • При комбинировании нарушений, проблемы становятся иными.
  • Барьеры возникают при изменении контекста
    • Попытка пользоваться ресурсом в транспорте
    • Низкая скорость доступа (за городом)
  • 55+ — это люди с возрастными ухудшениями здоровья, зрения, слуха, моторики
  • Законы нужны, но нужна и социальная ответственность владельцев ресурса
  • Ригористский подход — законы, контролируемые государством
    • 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»
    • 470 приказ минэкономразвития
      • Требование не представлять текст графикой
    • ФЦП «Электронное правительство»
      • Ничего про общедоступность
    • ГОСТ Р 52872-2007
      • «Интернет-резервации» для инвалидов
      • Ничего кроме вреда этот документ не принёс
    • Технологический подход — национальные руководства и промышленные стандарты
      • Активный диалог заинтересованных сторон
        • Государство
        • Общества
        • Специалисты
        • Технологические компании
      • WCAG 2.0
        https://www.w3.org/Translations/WCAG20-ru/

        • Есть официальная русская версия
        • В некоторых документах Минкомсвязи этот документ стал упоминаться
        • Но стандарт не говорит о том, что нужно сделать, а то, что должно получиться в итоге
        • Это хорошо, так как не ограничивает втор технологий
        • Критерии доступности
          • Восприимчивость
          • Управляемость
          • Понятность
          • Надежность
        • Три уровня доступности
          • Минимально необходимый — АА
        • Текстовая версия всего содержания сайта
          • Картографическая информация должна быть пояснена текстом
          • PDF-версии должны быть текстовыми, а не графическими
          • В качестве позитивного примера можно упомянуть сайт Президента kremlin.ru
            • Есть стенографы медиаконтента
          • Адаптивная верстка лучше, чем отдельная версия сайта (в том числе для слепых)
          • Семантический HTML лучше, чем версия для слабовидящих
            • Правильная HTML-разметка решает очень много проблем
            • Если нет заголовков (H1, H2…) приходится пользоваться поиском по странице
          • Все элементы должны быть доступны с клавиатуры, а не только мышкой
          • Легкость текста не только для чтения, но и для понимания
            • Проверьте свой текст на plainrussian.ru
          • Проверьте свой ресурс на доступность как минимум автоматическими инструментами (ссылки в презентации)
            • А после этого проведите ручное тестирование пользователями с ограничениями

Максим Рыжов. Как мы научили мобильное приложение говорить (Сбербанк)

  • Аннотация
    • Эмпатия как эволюция корп. культуры.
    • Наши UX ошибки и выводы.
    • Sberbank’s guidelines.
  • Сбербанк-онлайн
    • Мы адаптировали популярные приложения Сбербанка для использования их слепыми людьми
    • Мы активно привлекали экспертов, в том числе Алексея Любимого
    • Двигались короткими итерациями, показывая результат экспертам
    • За три месяца работы мы обеспечили доступность около 90% функционала
    • Работал один разработчик. Этот герой — Илья Егоров.
    • У нас около 10 тысяч пользователей инвалидов по зрению. Для нашей аудитории это немного, конечно, но очень важно для людей
  • Сбербанк Бизнес Онлайн
    • Другой подход
    • Использовали не конечных пользователей
    • А чек-лист (todo-лист) того, что нужно сделать
    • Ушло 4 месяца и один разработчик (Сергей Запухляк)
    • Подход более формальный, поэтому времени ушло больше
  • В обоих случаях результат хороший
  • Но есть минусы у второго подхода
    • Не отрабатывалась обратная связь с пользователями
    • Поэтому общий UX не рассматривался
    • Отдельно экраны адаптированы, но есть проблемы при выполнении сценариев
    • Пример:
      • Графическую карту отделений заменили списком адреса отделений для пользователей voice-over
      • При формальном подходе мы это пропустили, но при пользовательском тестировании мы эту проблему решили
    • Мы разработали свои гайдлайны для наших разработчиков
      • Это требование по поддержке интерфейса для voice-over
      • Над мобильным приложением работает около 40 команд, поэтому нужны внутренние стандарты
      • Этими гайдами вы можете пользоваться самостоятельно. Они есть в презентации.
    • Мы в Сбербанке являемся лоббистами вопросов общедоступности
    • Взаимодействуем по этим вопросам с Банком России и правительством Москвы

Татьяна Миронова. Accessibility на этапе проектирования и разработки

  • Аннотация
    • Стоит включить в ТЗ и учесть в прототипе, чтобы разработчики и тестировщики могли это проверить до релиза, и чтобы потом не пришлось проводить отдельно accessibility аудит и исправлять обнаруженные проблемы. Примеры артефактов, которые используются при проектировании доступности сайтов.
  • Функциональные требования
    • Базовые
      • Адаптивная верстка
      • Хлебные крошки
      • Поиск по сайту
    • Специфические
      • Возможность пропустить навигационного контента при работе к экранным диктором
        • Ссылка не видна зрячим пользователям, но она слышна слепым пользователям
      • Общение через чат на сайте
        • Голос доступен не для всех и не всегда
      • Версия для слабовидящих не нужна, а нужны настройки визуального отображения
        • Шрифты
        • Цвета
        • Изображения и т.д.
      • Проектирование
        • Всегда несколько способов выполнить одну и ту же операцию
        • Часто посещаемые страницы содержать не более 2-3 экранов текста (они должны быть простыми). И не более 15 ссылок на этой странице.
        • Ошибки ввода должны быть описаны текстом, а не просто выделены цветом поля или иконками
        • Проектирование последовательности чтения
          • При множестве колонок
          • Клавиатурные переходы по ссылкам (по TAB) должны соответствовать логике контента (восприятия)
          • Если это не учитывать, то важный для пользователя контент может оказаться за огромным количество «мусора»
        • Дизайн
          • Текст удовлетворяет WCAG
          • Все ссылки подчеркиваются
          • Межстрочный интервал не менее 1,5, а между абзацами больше межстрочного минимум в 1,6 раза
          • Не использовать текст, написанный прописными буквами
            • По форме слова невозможно догадаться, что за слово, приходится читать по буквам
          • Разработка
            • Отображать клавиатурный фокус
            • Фокус на открытой вкладке или модальном окне
            • Использовать теги h1-h6 и ARIA-разметка
            • Программы экранного доступа должны озвучивать введенные пользователем данные
            • Сайт должен поддерживать ассистивные технологии и специальные возможности, реализуемые операционной системой

Ссылка не программу http://riw.moscow/forum/program/2/643#section4540
Презентации докладчиков должны появиться в ней.

Комментарии

комментариев