вИнтервью

Назад в будущее. Психология Интернет-дикарей

Активное использование Интернета может привести пользователей к самым разным последствиям, как позитивным, так и негативным. Одним из примеров последнего можно назвать то, что, согласно исследованию ученых Колумбийского университета, поисковые интернет-системы отрицательно влияют на человеческую память. Между тем, ухудшение памяти может стать отнюдь не единственной проблемой такого рода.

О том, чем грозит человечеству активное использование современных информационных технологий, «Голосу России» рассказали Дмитрий Сатин, руководитель лаборатории UsabilityLab, один из ведущих российских экспертов в области инженерной психологии.

Дмитрий, как вы считаете, насколько глубокие изменения психики и психологии могут произойти у человека в результате активного использования Интернета? Недавняя новость об отрицательном влиянии использования поисковых систем на человеческую память – явно не единственное явление такого рода.

Что касается открытия влияния поисковых систем на память человека, то механизм этого (естественно, речь не о самих поисковых системах) был понятен еще со времен Платона. У Платона был такой миф, согласно которому один из египетских богов предложил некоему фараону для его народа письменность. Фараон отказался со словами: «Я хочу чтобы мой народ помнил». Кстати, когда в период учебы в университете мы читали этот миф, то были не до конца понятны символика и смысл его.

Речь идет о том, что если у нас есть технические средства ( в частности, письменность) как атрибут культуры, то они меняют нашу память. Если мы записываем нашу мысль или знания, то нам незачем держать их в голове. Но, безусловно, мы становимся зависимыми от технических средств, которые используем. И, предположим, если какой-то молодой человек, которому не нужно полагаться на память, — да ему и образование-то не сильно нужно, все есть в Сети, — оказывается вне Интернета, а нужно принять решение, то ситуация будет явно проблемной.

Описанные Вами симптомы очень похожи на деградацию…

Это понятное и естественное движение эволюции. Техника берет на себя нагрузку, в том числе ту, которую должны брать на себя психические процессы: память, внимание, воображение и т.д.

Удивляться здесь нечему, и тревогу бить тоже не стоит. Человек сам стремится к тому, чтобы быть защищенным таким «техническим слоем» от всего на свете.

Кстати, есть интересный эффект, когда Интернет, наоборот, продлевает нашу память, наши переживания. Наша компания как-то даже проводила на эту тему открытую лекцию «Социализация памяти». Речь шла о социальных сетях и, чтобы было максимально понятно, приведу такой достаточно стандартный сценарий. Предположим, вы были в отпуске, сделали несколько фотографий и разместили в соцсети. И теперь у ваших фотографий, того «следа», который вы оставили в Сети, есть в том числе социальный «след».

Ваши друзья с некоторым опозданием будут смотреть фотографии, комментировать их. То есть, если бы не было Интернета, социального окружения в нем, то ваши психологические переживания угасли бы довольно быстро, будучи затертыми дальнейшими событиями вашей жизни. А так вас постоянно возвращают к тому, что с вами происходило, и тем самым укрепляют, по крайней мере, эмоциональную память.

То есть можно предположить, что Интернет укрепляет нашу личную, автобиографическую память, но лишает нас той памяти, которая не связана лично с нами, то есть фактов, которые не связаны с нашей биографией, но которые необходимо знать, для того чтобы принимать какие-то решения.

Получается, возможно, Интернет делает человека таким солипсистом, погруженным в свои переживания, обсуждения своих переживаний, но при этом человек не загружает себе голову энциклопедическими знаниями, которые напрямую к его жизни не относятся.

Влияние Интернета на человеческое мышление касается только памяти?

Опять же в виде гипотезы. Интернет, в силу своего формата и стремительного прогресса, развивает клиповое, фрагментарное мышление. В этом смысле, если сознание устроено из каких очень коротких фрагментов,, то, по идее, в голове должен быть хаос, человек, кажется, превращается в некую «свалку» из несвязанных между собой «твитов». И, в случае недостаточной личностной зрелости, недостаточного личностного стержня, на который могут быть собраны все эти сообщения, переживания, стержня на котором вся эта информация сможет найти свое упорядоченное место, мы скорей всего, будем иметь дело с человеком рассеянным. Человеком, зависимым от импульса, который он только что получил.

Пример, думаю, очевиден. Зашел проверить почту в ожидании важного письма от клиента, забрел в Facebook,а там смешная картинка, и все, забыл, зачем зашел в Интернет.

То есть, новое яркое переживание, вполне себе «клиповое», без которого деятельность была бы намного эффективнее, вытесняет кратковременную память, заменяет одни мотивы деятельности другими мотивами.

Да, и еще таким человеком очень легко управлять…

Безусловно. Потому что внимание человека, неспособного сконцентрироваться на какой-то одной деятельности, можно очень быстро переключать. Особенно благодаря тому, что в Интернете, с помощью, в частности, соцсетей, можно добиваться больших социальных эффектов, таких как флешмобы. Когда вы видите, что тысячи человек рвутся одновременно в Сети что-то делать, то кажется, что присоединиться к ним очень легко – достаточно нажать кнопку «like». И ты можешь попасть в какое-то социальное поле, которое может увлечь тебя совсем не туда, куда ты собирался.

И в этом есть, конечно, опасность, но она, опять же, связана с личностной незрелостью. То есть, я думаю, что этому более подвержены молодые люди и девушки. А люди более старшего возраста, у которых есть какая-то сформированная иерархия ценностей, мотивов, у которых вообще эти ценности есть – им эта опасность развалиться, распасться на куски грозит в значительно меньшей степени.

И скажу банальную, но от этого не менее, на мой взгляд, верную фразу: в этой связи особую роль приобретает воспитание.

Аркадий Бейненсон, Голос России — 09.09.2011,

Комментарии

комментариев

Похожие посты