UsabilityLab — это продолжение моего профессионального развития

Дмитрий Сатин, основатель компании UsabilityLab, ответил на вопросы Expertorama.com, ресурса-энциклопедии об успешных и знаковых персонах в современном IT-бизнесе.

Как ты попал в технологический бизнес, почему психолог по образованию пошел в юзабилисты?

Начну со второй части вопроса. Юзабилистов в 1997 году в России не было. Поэтому те, кто тогда начал работать в области проектирования интерфейсов и анализа пользователей, сформировали первый костяк профессионального сообщества. Которое, кстати, несколько лет ещё дискутировало на тему, как называть свою профессию.

Человек с психологическим образованием в этой сфере — самый востребованный. Потому что “юзабилити” – это о людях, которые пользуются продуктами, которые мы разрабатываем. А кто знает больше о людях, чем психолог? Конечно, не только психологи занимаются людьми, но и социологи, антропологи, этнографы. Методы их работы тоже проникают в нашу практику.

Что касается моей персоны, то, поскольку я оказался в начале развития этой профессии в России, мне кажется, почти всё было случайным, хотя, по-своему, закономерным. Психология была на втором месте в моих интересах. Первое место занимало программирование. Но я выбрал психологию, потому что решил, что это более редкий и уникальный опыт, нежели программирование. Программистов было много, психологов очень мало. После обучения в МГУ, две мои страсти (технологии и знания о человеке) нашли удивительную возможность реализоваться вместе — меня позвали на работу, которая состояла в том, чтобы проверять, насколько новые интерфейсы системы, которую разрабатывала Российская Торговая Система, лучше предыдущих. Я наблюдал за работой людей, предлагал улучшения на основе того, что я узнавал о них. Это был уникальный опыт, который определил всю мою профессиональную жизнь.

Как складывалась карьера до UsabilityLab?

До создания своей компании я проработал в таком количестве других компаний, что моя трудовая книжка стала похожа на какую-то летопись. Представьте, как я мучаюсь, когда приходится заполнять анкету о местах предыдущей работы :). Но везде я занимался одним и тем же — проектировал интерфейсы в надежде, что с ними людям будет проще, приятнее и интереснее работать, развлекаться и жить.

Как была создана UsabilityLab, с чего все начиналось?

UsabilityLab возникла как закономерное продолжение моего профессионального развития.

В компаниях, где я работал, хотя и уделяли определенное внимание пользователям (как минимум, они брали меня на работу), но никто не ставил вопрос о необходимости тестирования того, что я и люди, работавшие со мной, проектировали. И я предложил тогда своему работадателю, который стал впоследствии моим партнером, создать юзабилити-лабораторию. Я в тот момент думал не о новом бизнесе, а о том, что уже становится неприличным проектировать “вслепую”, не проверяя, насколько хорошо мы удовлетворили пользователей. А мой будущий партнёр был в первую очередь бизнесменом. Он поверил в мою идею как в бизнес. И при его поддержке мы быстро оформились сначала как бренд (торговая марка), а потом и как компания.

Какие самые интересные вехи развития компании, благодаря чему компания стала одним самых сильных игроков на рынке.

Мне кажется, главной вехой было то, что мы сделали лабораторию и спозиционировали себя как исследователей. Это было необычно, и на успешный бизнес поначалу это не было похоже, потому что наши потенциальные клиенты не понимали нашу ценность. Тогда мы стали вещать. Кто-то из друзей позвал нас выступить на конференции по интернет-маркетингу. Мне показалось, что я выступил плохо, но убегая из зала подальше от места позора, я был схвачен несколькими людьми, которые сунули мне свои визитки. В тот момент я не понял, что произошло, но я получил первых клиентов, которые поняли, о чем я говорю. И понеслось!

Важной вехой было то, что мы привезли из Швеции eye-tracking’овую камеру и стали пропагандировать методику регистрации движений глаз в России. Камера была нужна не всегда, но с её помощью было значительно легче объяснить потенциальным клиентам, что именно мы делаем. Ну и, конечно, важной вехой стал приход к нам в компанию клиентов-супер-брендов. Пару лет назад я ехал на велосипеде по вечерней Москве (я очень редко езжу на велосипеде). Я любовался яркими вывесками и поймал себя на том, что почти на каждой из них я вижу название наших клиентов. Это было волшебно! Успех компании был обусловлен тем, что мы громко заявили о себе на рынке, предложив нечто важное, но в те времена редкое. Тем самым мы получили очень много практики и на этой практике сформировали большую профессиональную команду.

Кто сейчас входит в управляющую команду, как распределены функции?

Есть генеральный директор — это Татьяна Романенкова (наверно, не нужно объяснять её круг обязанностей :). Есть коммерческий директор — Дмитрий Силаев (это один из старожилов компании), он организует продажи, как мы шутим — отвечает за количество. Шутка появилась во времена, когда Андрей Сикорский стал нашим директором по качеству. Андрей — директор по качеству, а Дмитрий — директор по количеству :). Есть Евгений Овчаренко — он отвечает за реализацию проектов. У него в команде несколько руководителей проектов.

Есть также люди, отвечающие за внутреннее обучение и профессиональное развитие. В коллективе успешно практикуются аттестации, подтверждающие профессиональный рост специалистов. Конечно, есть и финансовый менеджмент, юрист, и те, кто отвечает за уют в офисе. Поскольку работа интеллектуальная и творческая, атмосфера в офисе имеет ключевое значение для нравственного здоровья коллектива.

Международная экспансия. Кто и как развивает компанию за пределами России-Украины?

Такой уж экспансии нет. Мы почти одновременно открыли офисы в Киеве и Питере. Это стало возможным только потому, что в этих городах мы нашли двух Оль – Ольгу Горенко и Ольгу Павлову. Обе были заинтересованы в том, чтобы развивать консалтерский бизнес. И наши интересы совпали. Без них, их энергетики эти стартапы не начались бы. А теперь это состоявшиеся коллективы.

Наш бизнес очень местный, нужно быть с клиентом и его пользователями в одном культурном и социальном контексте. Поэтому наше распространение зависит от тех энтузиастов, которые будут развивать наш бизнес в новых странах. Найти таких людей не так просто, особенно, если ты их не ищешь активно :).

Прошла информация, что ты вовлечен в государственные программы. Можно подробнее об этом? Какие задачи стоят, какие ожидания?

С 10 января 2013 года я работаю в Министерстве связи и массовых коммуникации Российской Федерации в должности советника министра. Хотя знакомиться мы стали раньше — с ноября 2012 я подключился к работе в качестве консультанта.

В моем представлении министру есть такие слова:

“Сатин Д. К., с мая 1996 года по декабрь 2012 года работал в различных ИТ-компаниях, развивая в них направление по анализу и улучшению пользовательских качеств интернет-решений, а также мобильных приложений, в том числе основал и руководил наиболее известной в России компанией, оказывающей юзабилити-услуги, ООО ЮЗАБИЛИТИЛАБ, с января 2008 года по декабрь 2012 года в должности генерального директора.

Исходя из возложенных на Министерство задач по развитию государственных услуг, предоставляемых в сети Интернет, мониторингу и повышению удовлетворенности пользователей сайтов органов власти, на Сатина Д.К. предлагается возложить организацию работ по подготовке нормативно-правовых актов и методическому обеспечению улучшения пользовательского опыта граждан Российской Федерации и иностранцев, взаимодействующих с государственными органами посредством сети Интернет.”

Мне кажется, эти слова лучшим образом объясняют, почему и зачем я был приглашен для работы в министерстве.

Алексей Бондаренко — 7.02.2013

Комментарии

комментариев